С 1 июля 2021 г. организации, ИП и нотариусы смогут бесплатно получить квалифицированную электронную подпись (далее — ЭП, подпись) в удостоверяющем центре ФНС. Для этого потребуется:
- предварительно записаться в соответствующее подразделение ФНС;
- подать заявление о выпуске подписи, СНИЛС и паспорт. Те, кто вправе действовать от имени предприятия без доверенности, смогут подать заявление через «Личный кабинет налогоплательщика — физлица»;
- пройти идентификацию;
- представить сертифицированный ФСТЭК или ФСБ носитель ключевой информации формата USB Тип-А.
Одну флешку с ЭП можно использовать для хранения до 32 подписей и сертификатов к ним, при этом не важно, какой удостоверяющий центр их выдал.
Для подготовки заявления можно обратиться к операторам электронного документооборота. Список операторов на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/submission_statements/operations/
Выданные налоговыми органами с 1 июля до 31 декабря 2021 г. включительно сертификаты будут действовать 15 месяцев.
С 2022 года выпускать подпись для большинства организаций и ИП, а также нотариусов станет удостоверяющий центр ФНС, услуга будет бесплатной.
Сейчас подпись получают платно в аккредитованных удостоверяющих центрах.
По законам квалифицированную ЭП необходимо использовать при подаче в государственные органы документов:
- в налоговые органы. Например, чтобы подать налоговую декларацию (п. 1 ст. 80 НК РФ);
- в службу судебных приставов (п. п. 1, 2 Приказа ФССП России от 15.01.2021 № 8);
- в таможенные органы. Например, такая подпись нужна для заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов (ч. 2 ст. 52 Закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ);
- в регистрирующий орган в целях госрегистрации юрлиц и ИП (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Есть исключения, когда допускается простая ЭП
Источник: Информация с сайта ФНС России от 12.05.2021.