С 1 июня 2021 г. производители молочной продукции должны наносить на товар маркировку, переход права собственности на товар при продаже фиксируется системой «Честный ЗНАК», розничный продавец должен отсканировать код при реализации покупателю, сформировать кассовый чек, и информация о продаже тоже будет поступать в систему.
К розничному продавцу продукция, произведенная после 1 июня 2021 г., должна поступать с маркировкой (с учетом этапов маркировки молочных продуктов, о них — ниже). Если ее не будет, товар нужно будет вернуть. Продажа немаркированных продуктов грозит штрафами до 300 000 рублей (рассматривается возможность увеличения суммы штрафа до 600 000 рублей при продажах немаркированной продукции в особо крупном объеме). Кроме того, сам товар могут конфисковать.
Маркировка коснется всех продавцов, независимо от их статуса (ИП или организация) и системы налогообложения. Продавать маркированную продукцию нельзя без онлайн-касс.
Также важно учесть, что маркировке не подлежит:
- молочная продукция, упакованная не промышленным способом в организациях розничной торговли;
- детское питание для детей до 3 лет;
- специализированное диетическое лечебное и диетическое профилактическое питание;
- молочная продукция весом 30 граммов и менее.
Участники оборота молочной продукции, являющиеся крестьянскими или фермерскими хозяйствами и самостоятельно осуществляющие розничную продажу собственной молочной продукции, могут начать маркировку, ввод в оборот, оборот и вывод из оборота до 1 декабря 2022 г.
Молочная продукция, произведенная или ввезенная в РФ до начала обязательной маркировки, может быть реализована до окончания срока годности. Например, мороженое произведено 15 апреля 2021 года и не промаркировано, срок годности — 60 суток. Его можно продавать после 1 июня 2021 года, несмотря на отсутствие кодов.
Источник: Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ; постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 2099.