Новости
Модель определяет унифицированные подходы при введении маркировки товаров в государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Модель применяется при введении маркировки товаров в соответствии со статьями 5 и 7 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС не распространяется на маркировку драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них.
Совет Евразийской экономической комиссии вправе при принятии решения о введении маркировки товаров установить связанные с особенностями производства и оборота отдельных видов товаров положения, отличные от положений данной базовой модели. В том числе такие положения могут быть установлены в отношении табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных препаратов.
В случае если Совет Комиссии не принял решения о введении маркировки в ЕАЭС в отношении какого-либо товара в установленные сроки, государства-члены ЕАЭС могут ввести маркировку на своих территориях в отношении одного и того же товара. При этом устанавливаются требования к маркировке товара в соответствии с данной базовой моделью с учетом особенностей производства и оборота отдельных видов товаров.
Определены:
- правила взаимодействия в рамках трансграничной торговли между государством-членом ЕАЭС, на территории которого введена маркировка товаров, и государством-членом ЕАЭС, на территории которого маркировка товаров не введена;
- порядок взаимодействия в рамках трансграничной торговли между государствами-членами ЕАЭС, которые ввели маркировку товаров;
- правила формирования средства идентификации и их нанесения;
- требования к информационной системе маркировки товаров.
Для целей применения базовой модели к трансграничной торговле относится в том числе поставка товара в адрес аккредитованного в государстве-члене филиала (перемещение товара в рамках одного юридического лица).
Источник: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.03.2021 № 19.
13.04.2021 Правительство РФ одобрило проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект об электронном документообороте (ЭДО) регламентирует порядок перевода бумажных документов в электронные с сохранением их юридической силы. Создается порядок для долгосрочного хранения электронных документов и для бизнеса, и для органов власти всех уровней.
30.12.2020 ФНС сообщала об утверждении Концепции электронного документооборота в хозяйственной деятельности.
Изменения могут затронуть все направления деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе внутренние бизнес-процессы деятельности с обеспечением прослеживания выполненных процедур подписания электронных документов.
Ожидается расширение утвержденного формата документов для ЭДО. В перечень должны в том числе попасть:
- договоры с контрагентами и приравненные к ним документы, в том числе заказ-наряды, заявки на участие в торгах, оферты, акцепты;
- акты сверки взаимных расчетов;
- транспортные и расходные накладные;
- заказы и их подтверждения;
- документы при возврате товара;
- формы КС-2, КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат).
Планируется с 2022 года: увеличение общего количества электронных документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу в электронной форме, не менее, чем на 20 процентов в год.
С 2022 года участники рынка маркированных товаров будут обязаны перейти на ЭДО (в том числе производители, импортеры и продавцы) обязаны использовать только электронные накладные и передавать данные о движении товаров.
Кроме того, участники оборота получат возможность подавать информацию об отмене электронных документов, об использовании продукции для собственных нужд или безвозмездной передаче маркируемых товаров.
Источник: Информация с сайта Правительства РФ от 15.05.2021, информация с сайта ФНС от 30.12.2020.
Законопроект обсуждается заинтересованными лицами более года, вызвал вопросы в том числе со стороны Государственного-правового управления Президента РФ, адвокатов, объединений арбитражных управляющих. Правительство РФ учло вопросы и изменило текст законопроекта.
Главная цель законопроекта – снизить долю ликвидационных процедур банкротства. В настоящее время при банкротстве более 95% предприятий ликвидируются. Кредиторы при банкротстве более чем в 60% делах ничего получают, а в совокупности – не более 3% от суммы долгов. Всего 2% в РФ дел вводятся реабилитационные процедуры.
Законопроект содержит следующие изменения.
Во-первых, вместо 3 процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) будет одна процедура – реструктуризация долгов. Будут разные виды реструктуризации. Законопроект делает акцент именно на реструктуризации. В течение 2 лет после вступления закона в силу могут применяться финансовое оздоровление и внешнее управление.
Во-вторых, реформируется процесс определения арбитражных управляющих, которые участвуют в делах по банкротству. Предусмотрены: балльная оценка и случайный выбор управляющих. Предусматривается реформа саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. Усилиться ответственность СРО, при этом требования к их организации значительно снижаются.
В-третьих, реформируется механизм реализации имущества должника на торгах. Законопроект предлагает ввести так называемые качели – торги, на которых цены сначала идут на повышение, при отсутствии заявок снижаются, а после поступления первого предложения о цене вновь начинаются торги на повышение.
Закон потребует принять более 30 подзаконных актов, связанных с банкротством.
Законопроект предполагает изменение названия закона на: закон «О реструктуризации и банкротстве». Закон вступит в силу спустя год, когда будет принят.
Источник: Законопроект № 1172553-7 от 17.05.2021.
С 30.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Изменения касаются порядка получения сведений из реестра, исправления ошибок, регистрации договоров долевого участия (ДДУ), аренды части здания, сделок с долями в общей собственности и других вопросов.
Законом закреплено, что сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) выдает Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра, устанавливается запрет выдачи за плату третьим лицам сведений из ЕГРН. Запрещено запускать неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки из ЕГРН.
Изменить вид разрешенного использования объекта теперь может не только собственник, но и иной правообладатель. Закрепили основания, при наличии которых нельзя изменить вид разрешенного использования. Например, если новый вид разрешенного использования не предусмотрен на соответствующей территории, нет согласия на условно разрешенный вид использования.
Устанавливается, что при отчуждении доли в праве общей собственности на сельхозземли сделки не требуют нотариального удостоверения.
Устранен пробел в законодательстве о том, как органы регистрации прав должны исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Не нужно представлять вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении: есть основные сведения об объекте, включая координаты характерных точек; эти сведения методически верны.
Законом установлено, что даже если истечет срок договора аренды или безвозмездного пользования землей для строительства по ДДУ, можно зарегистрировать построенный объект, если на момент регистрации актуально разрешение на строительство.
Источник: Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ.
В соответствии с п. 13 ст. 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ Правительство РФ утвердило виды контроля (всего 62 вида), в отношении которых с 1 июля 2021 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.
Среди ведомств: Росздравнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росреестр, МЧС, Росалкогольрегулирование.
Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663, в частности, касается:
- пожарного надзора;
- контроля качества и безопасности медизделий;
- надзора в сфере обращения лекарств;
- лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя;
- надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ, теле- и радиовещания;
- контроля в области трудового законодательства;
- лицензионного контроля за перевозками пассажиров автобусами.
В настоящее время (с 17.08.2020 по 30.06.2021) проводится эксперимент по обжалованию решений госорганов. Подать жалобу можно через личный кабинет в Интернете на госуслугах.
После окончания эксперимента вступит в силу специальная норма закона о досудебном обжаловании в электронном виде (ст. 40 федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Источник: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ; постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663.
26 Апреля 2021 г. вступила в силу норма закона, увеличивающая срок, в течение которого необходимо уведомить ФНС об изменении сведений в ЕГРЮЛ (едином государственном реестре юридических лиц). Он составит 7 рабочих дней. До 26.04.2021 этот срок составлял 3 рабочих дня.
Также закон обязывает налоговую инспекцию самой исправлять сведения в ЕГРЮЛ, когда:
- регистрируется новое наименование общества - сведения о нем как учредителе или участнике другой компании;
- о лице, которое может действовать от имени другой компании без доверенности;
- общество реорганизуется путем слияния или присоединения, когда оно является единственным учредителем или участником другого юрлица - сведения о правопреемнике общества;
- общество реорганизуется путем преобразования - сведения об обществе, созданном в результате преобразования, как об учредителе или участнике другой компании.
Расширится перечень сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. В частности, информация о доверительном управляющем долей (ее частью) будет указываться не только в отношении доли (ее части), переходящей в порядке наследования, но и в иных случаях.
Источник: Федеральный закон от 27.10.2020 № 350-ФЗ.
Новой редакцией закона установлено, что при наличии спора о компенсации морального вреда, причиненного работнику вследствие нарушения его трудовых прав, требование о такой компенсации может быть заявлено в суд одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав либо в течение 3 месяцев после вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены полностью или частично.
Меняются ст. 391 и 392 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) в связи с тем, что постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 года № 35-П ст. 392 ТК РФ частично была признана несоответствующей Конституции РФ.
До внесения изменений в закон трудовые споры в части взыскания компенсации морального вреда можно было решать в комиссиях по трудовым спорам (КТС), решения КТС приравнивались к исполнительным листам. Решения КТС подлежали исполнению в течение 3 месяцев.
Поправками в ТК РФ устранена правовая неопределённость со сроками. В прежней редакции ст. 392 ТК РФ не был установлен срок обращения с заявлениями о взыскании морального вреда после вступления решения суда в законную силу. Этот вопрос был рассмотрен Конституционном судом РФ.
Новые нормы закона снимают эти проблемы, федеральный закон вступил в силу 16.04.2021.
Источник: Федеральный закон от 05.04.2021 № 74-ФЗ.
В Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения. Вводится понятие «просветительская деятельность», под которой понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, духовно-нравственного, творческого опыта и т.д., регулируемые нормативными правовыми актами РФ.
Просветительскую деятельность могут осуществлять различные органы власти и уполномоченные ими организации, а также физические лица, ИП и (или) юридические лица при соблюдении установленных требований.
Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, а также для побуждения к действиям, противоречащим законам и Конституции РФ.
Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время проект постановления Правительства РФ проходит общественное обсуждение. С ним можно ознакомиться по электронному адресу: https://regulation.gov.ru/projects#npa=115396
Кроме того, в новой редакции закона об образовании закреплено, что координация участия образовательных организаций в международном сотрудничестве относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
Предприниматели и организации, проводящие тренинги, семинары, а также другие формы обучения должны будут учитывать данные изменения законодательства об образовании.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Источник: Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ.
Правительство РФ начало эксперимент по маркировке средствами идентификации некоторых БАДов (биологических активных добавок), эксперимент было решено провести с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года.
В перечень регулируемых БАДов вошли, в частности:
- витамины;
- некоторые белковые концентраты и текстурированные белковые вещества;
- готовые изделия с какао для производства или приготовления напитков;
- жиры из рыбы без изменения химического состава с содержанием витамина A не более 2 500 МЕ/г;
- готовые продукты на основе экстрактов кофе в первичных упаковках нетто-массой не более 3 кг.
Добровольно поучаствовать в пилотном проекте могут производители, импортеры и продавцы БАДов. Сбор заявок уже открыли, подать заявку можно на сайте «Честный знак».
Постановление Правительства РФ вступило в действие - 12.05.2021.
Источник: Постановление Правительства РФ от 29.04.2021 № 673.
Правительство Ростовской области создало общий реестр свободных торговых мест на розничных рынках, ярмарках и для размещения объектов нестационарной торговли.
Реестр создан в целях реализации распоряжения Правительства РФ от 30.01.2021 № 208-р, согласно этому документу органам исполнительной власти и органам местного самоуправления поручено принять меры по расширению возможностей сбыта продукции отечественных производителей, обеспечению максимальной доступности торговых объектов, расширению каналов сбыта, оказанию содействия в открытии новых объектов торговли.
Губернатор Ростовской области подписал распоряжение от 18.03.2021 № 192, которое предусматривает дополнительные меры по стимулированию предпринимательской активности и самозанятости граждан, а также расширению сбыта продукции отечественных производителей.
Реестр, составленный Департаментом потребительского рынка Ростовской области, сформирован в разрезе каждого муниципального образования и содержит, в том числе, контактную информацию ответственных лиц, готовых дать консультацию и оказать содействие в размещении хозяйствующих субъектов для ведения торговой деятельности.
Информация размещена на официальном сайте департамента потребительского рынка Ростовской области: https://dprro.donland.ru/activity/18648/
Источник: Распоряжение Губернатора РО от 18.03.2021 № 192; официальный портал Правительства РО.