- Почему Вы решили стать на этот сложный и, казалось бы, нестабильный путь?
Как бы не было удивительно, но по образованию я филолог. После окончания университета я попала в Бюро молодежного туризма «Спутник»: в те годы было сложно устроиться на работу, и я решила стать экскурсоводом. Десять лет моего пути прошло именно там. На определенном этапе я поняла, что хочу и, главное, действительно могу создать собственный бизнес. Так как по своей натуре я авантюрист, то стартовым капиталом стала наша с мужем квартира. На полученные средства с продажи был приобретён первый офис. Однако достигнутого все равно не хватало и мне пришлось взять огромный, особенно по тем временам, кредит. Иногда я оглядываюсь и думаю, как это все получилось — тогда у меня не было ни малейших сомнений, что я на верном пути. Их нет и сейчас.
К тому же я никогда не ставила задачу «заработать» в приоритет и, скажу честно, особо не считала деньги. Новые идеи, новые рынки были для меня более значимыми: пока мои коллеги продвигались в одной сфере, я решила развиваться в разных сегментах. В тот момент я, будучи ну совсем уж начинающим предпринимателем-гуманитарием, авантюрно полетела на аккредитацию в Москву, в Транспортную Клиринговую Палату. Я ничего не понимала в аккредитации, на все отвечала «в стадии подключения» и четко верила в свой успех. Меня аккредитовали.
Возможно, это произошло потому, что я всегда знала, чего хочу. Мои близкие постоянно просили замедлиться, остановиться. Даже мой зять говорит мне: «Успокойтесь, сидите с внуками», но, поймите, я просто не могу!
Мой муж врач и вздрагивает, когда говорят про миллионы. Он не имеет коммерческого видения, не понимает, как можно создавать что-то, не имея при этом денег. Как раз так мы и развивали «Эрмитаж». Я просто увидела здание и подумала, что оно стало бы успешным туристическим местом. Когда я начала привлекать партнера, тот, естественно, ответил, что я сумасшедшая. «Может быть... – подумала я – ...А значит нам просто нужен еще один партнер». Полетели в Москву, нашли еще одного члена команды. «У нас есть мечта, а история слепится» – с этими словами мы ударили по рукам, затем взяли кредит и построили отель.
«Дон Кихот» создавать я совершенно не собирались. Как раз тогда был кризис в строительной отрасли. Но я понимала, что для туризма это было бы здорово, ведь в многоэтажном доме можно селить группы. Конечно, было непросто, но эти проекты – невероятный опыт, не сравнимый ни с чем драйв.
«Бизнес и ничего личного», — говорят обычно мои партнеры. Для меня же это очень личная история. Меня убеждали, что в Ростове показывать нечего. Но я занимаюсь этим уже 15 лет. Сейчас, в кризисной ситуации, очень многие пребывают в панике, а у меня, напротив, это лето было одно из самых успешных. Мы принимали множество пароходов, было как никогда много экскурсий. Сейчас идет огромная волна внутреннего туризма.
Мы также пробовали открывать ассоциацию экскурсоводов, учебный центр, поскольку нуждались в качественном персонале. Сейчас мы переформатировали ассоциацию в клуб. Сегодня экскурсовод должен быть другим, «человеком-оркестром». Экскурсия — театрализованным действом с вовлечением экскурсантов, ведь сегодня потребность в развлечении и требования к этому развлечению гораздо выше. Никто не хочет слышать трехчасовую экскурсию, состоящую из сухих фактов. Однако молодежь не всегда готова и хочет учиться, потому что профессия требует энциклопедических знаний. Эта проблема достаточно серьезна. Современная доступность информации все-таки наносит свой вред. Пользователь перестает мыслить, запоминать важные детали. Так теряется желание «погружаться».
Эта проблема требует необходимого решения. У каждой национальности, каждой возрастной группы разное восприятие, а соответственно разные потребности. Нужен особый подход. Немец, например, очень любит информацию, ему интересна история, архитектура. Американцам — как именно живут люди, им интересен быт. Стоит отметить, что в Ростове и области всегда радушный прием. Я очень волновалась, принимая немецкую группу на девятое мая. Помню, мы привели их в свой офис, разместили на балконе, который выходит на Большую Садовую. Экскурсанты стояли и плача смотрели на шествие Бессмертного полка.
Однажды у нас был пожилой экскурсант, инвалид-колясочник из Америки. Его родители – эмигрировавшие белогвардейцы. Он сохранил казачий костюм. Мужчина сказал, что сможет умереть спокойно только когда увидит дом, в котором родился. Мы смогли отвезти его туда, в здание на Баумана. Одна соседка даже узнала нашего гостя. Затем была экскурсия в новочеркасский казачий корпус, молодые кадеты отдавали ему честь. Это было очень трогательно. Мне кажется, именно ради таких моментов и стоит работать.
Сегодня важно правильно воспользоваться тем, что осталось от Чемпионата. Это событие дало толчок внутреннему туризму. Ростов может составить конкуренцию Москве, Петербургу, любой другой привлекательной для туристов территории. У нас прекрасные отели и рестораны, шикарные стадион и аэропорт. Нужно усердно развивать эту базу, ведь массовые мероприятия – это современный тренд, лучший способ привлечения людей. Они могли бы дать загрузку гостиничному, ресторанному секторам, осуществить приток денег в экономику. В регионе должна быть комплексная программа по развитию туризма, которую будут реализовывать дорожники, культурные деятели, рестораторы и многие другие предприниматели.
Конечно, посещения по России в связи с пандемией сейчас минимизированы. Командировочных потоков сейчас тоже, к сожалению, нет. Дон-Кихот закрыт до марта, но мы продолжаем вести продажи с двух отелей. Однако в этой ситуации все-же нужно работать! Мы сотрудничаем с крупными городскими компаниями: обеспечиваем билетами «Донской Табак», «Глорию Джинс», «Центр-Инвест» и не только. Если сотрудники этих предприятий летают, значит запрос есть.
- В чем особенность Ростова, в отличие от других регионов?
Ростов – город, с которого начинается Юг. Это абсолютная правда.
Гастрономия, безусловно, одно из главных преимуществ региона. Одна англичанка, попав День города в Таганроге, была удивлена многообразием блюд: «У нас все мороженное, мы едим нездоровую еду», – призналась она под впечатлением – «У вас все растет прямо под ногами, вы гастрономическая столица юга».
Нам следует преобразовывать просветительские центры. «Донская казачья гвардия» [Прим. Культурно—выставочный центр ДГТУ] – пример того, как музей меняет представление о музее. У нас огромная краеведческая коллекция, есть Танаис и другие интересные места.
В Ростовской области – Дон и Азовское море, которые тоже нужно использовать в туристических целях. В последние годы значительно расширился автотуризм. «Транзитники», которые останавливаются на пути из Москвы в Краснодарский край, Крым – одна из самых перспективных групп. Это именно те люди, которых стоит привлекать, давать им возможность тратить деньги на нашей территории.
Обычно летом мы всегда «проседали». 90% загрузки отелей города — это деловой сегмент, командировочные путешествия. Уже три года в летний сезон мы видим людей на машинах в большом количестве. Но есть также и ряд проблем. Например, городская парковка под отелем, а следовательно, отсутствие мест для автомобилей посетителей.
- Вы амбассадор центра «Мой бизнес». Расскажите про это сотрудничество?
Представители центра «Мой бизнес» предложили мне стать амбассадором, и я, как предприниматель со стажем, с удовольствием согласилась: приемники выросли, и теперь у меня появилось время делиться опытом. Я выступаю спикером на различных мероприятиях и участвую в программах наставничества. Такое общение показывает мне, как сегодня мыслит юное поколение. Часто я встречаю интересных молодых людей, сталкиваюсь с новым, свежим видением.
- Сейчас многие путешественники пользуются услугами таких сайтов, как Airbnb, бронируют сами. Расскажите, насколько такие программы популярны в Ростове?
Конечно, такие сервисы крайне популярны и у нас. Количество самостоятельных путешествий будет только расти: сейчас другое поколение, и оно не так нуждается в работе с туристическими компаниями. Да, есть предложения, в которых мы могли бы даже конкурировать с билетными и отельными агрегаторами. В моем случае я четко понимаю, что нужно делать ставку именно на корпоративный сегмент, который всегда будет.
Сейчас клиент требует максимум сервиса, конечно, в зависимости от его платежеспособности. Ты не только обеспечиваешь отели, билеты, но и пишешь сценарии как для деловой, так и для культурной части времяпрепровождения. Мы работаем с артистами музыкального театра, с джаз группами, с людьми, которым требуется креативный подход. Ценности и время клиентов следует экономить.
- Что Вы можете посоветовать современным предпринимателям в 2020-м году?
Мне кажется, сейчас лучшее время. Время креативных, мыслящих людей. Сегодня возможностей гораздо больше, чем когда-либо: есть множество образовательных проектов, точек роста, как центр «Мой бизнес», который создает комфортные условия для молодых бизнесменов.
Какая бы конкурентная среда ни была, в нее важно заходить и находить свою нишу. Люди должны верить в то, что они делают. Необходимо вдохновлять команду, научиться делегировать. Предприниматель должен «обрасти» сотрудниками, которым можно доверить любую работу. Быть предпринимателем – значит иметь определённый склад ума. Нужно быть генератором идей, окружив себя классными реализаторами – поэтому важно ценить хорошие кадры. Конечно, они стоят своих денег, но, поверьте, они окупаются.
Никогда нельзя переставать считать деньги, обязательно научиться разбираться в управленческом и бухгалтерском учете – в этом отлично могут помочь всем начинающим предпринимателям в центре «Мой бизнес». Нужно всегда определять правила игры «на берегу» и, конечно, важно их обязательно документировать. Тем не менее, я бы все же не советовала строить бизнес с друзьями – со временем твои вклады и усилия обесцениваются, а хорошее отношение становится нормой. Это неизбежно.
- А как найти свою нишу? Как Вы поняли, что турбизнес – это именно тот сегмент, который нужно развивать?
Я просто волею судьбы попала в «Спутник», где у меня была возможность постоянно учиться. Тогда существовала комиссия партии, в которой согласовывали все путешествия, составляли отчеты на каждого выезжающего. Когда я ушла, были «шопники» с клетчатыми сумками – так начинался туризм. Эти люди были учителя, врачи, инженеры. Помню, именно такой была моя первая поездка за рубеж. Мне, комсомолке было очень стыдно продавать.
Позже, с обретением капитала, изменились и туристы. Открылись туры в Анталию. Люди увидели, каким может быть сервис. Появились билеты: сначала бумажные, затем электронные. Мир меняется, и ты должен меняться вместе с ним. Многие советовали мне оставить турбизнес и заняться чем-то другим. Я же, наоборот, считала, что следует бить в одну точку.
- Молодым предпринимателям для стартапа деньги брать в кредит, искать инвесторов, просить у родственников или пользоваться услугами льготного финансирования, предоставляемыми в центрах «Мой бизнес»?
«Мой бизнес» дает прекрасные условия, поддерживая молодое предпринимательство. Я сама часто пользовалась различными программами финансирования и всегда следила за городскими и областными программами. Получая деньги, важно понимать, что необходимо работать честно, предоставлять полную информацию о расходах. Кроме того, нужно правильно и убедительно представить свой бизнес-план, чтобы заинтересовать инвестора. Не каждый может жить идеей. Тот, кто действительно стремится к успеху, найдет и средства, и деньги, и единомышленников. Центр «Мой бизнес» предоставляет льготные займы, выгодные для начинающего бизнесмена.
- Каким качествам Вы обязаны успехом в пандемию?
Признаться, в марте была растерянность. Кризис – время возможностей. Падение – процесс обострения мыслительных процессов. В период изоляции проводились различные онлайн-семинары. Мы стали работать над креативными идеями.
Сложившиеся обстоятельства простимулировали внутренний туризм. Важно «закрепиться», проработать новые форматы областных туров. Недавно я открыла для себя несколько интересных мест в Константиновском и Семикаракорском районах. Мы стали изучать Азовское побережье. Удивительно, но сейчас люди массово бронируют места на летний период.
Чтобы продолжать развиваться мы должны общаться с городскими и областными администрациями. Я стала убеждать их, что образ путешествий меняется, что нам необходимо «заводить» Ростовскую область. Так, моей идеей было пригласить группу MICE [Прим. компания в сфере делового туризма], сделать для них тур, показать такие площадки, как ДГТУ, Горизонт, Golf Park Club, Астор плаза, Old House, Салют, Рубин, представить наш ресторанный сектор. Мы организовали круглый стол.
Этот опыт дал нам стимул проанализировать полетную карту, внести изменения в туристические программы. Я была удивлена, что билет на рейс Тюмень – Ростов стоит около трех тысяч. Многие летают из Екатеринбурга, Крыма, Тюмени, ДНР, ЛНР в Анталию через Ростов. Нужно остановить этих туристов у нас, хотя бы на два-три дня.
Публикация (или материал) подготовлена в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».