Микрозаймы бизнесу

«Горячая линия» для бизнеса: отвечаем на частые вопросы

«Горячая линия» для бизнеса: отвечаем на частые вопросы

Новости законодательства

Закон определяет цифровые финансовые активы (далее — ЦФА) как цифровые права, включающие, среди прочего:

денежные требования;

возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;

права участия в капитале непубличного АО.

Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы (далее — система).

Права, удостоверенные ЦФА, будут возникать у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему ЦФА. Эти записи смогут вносить ИП и юрлица. Вид и объем прав, которые удостоверяются ЦФА, должны быть названы в решении об их выпуске.

Банк России сможет определить, в частности, признаки таких ЦФА, которые вправе приобретать только квалифицированные инвесторы.

В законе нет ограниченного списка сделок, которые можно будет совершать с ЦФА. Тем не менее отдельно упоминаются, в частности, купля-продажа ЦФА, а также обмен ЦФА одного вида на такие же активы другого вида.

Указанные сделки потребуется заключать через оператора обмена ЦФА. Им смогут стать кредитные организации, организаторы торговли и другие юрлица, которые включены Банком России в реестр таких операторов.

В законе вместо термина «криптовалюта» используется другой — «цифровая валюта». Его определение содержит следующие детали:

  • цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе;
  • они могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей;
  • в отношении цифровой валюты по общему правилу нет лица, обязанного перед каждым обладателем таких электронных данных.

Отметим, что в Законе о банкротстве цифровую валюту охарактеризуют как имущество. То же самое касается, в частности, Закона об исполнительном производстве.

Установят запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Это касается, в частности, российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Требования, связанные с обладанием цифровой валютой, данные лица смогут защитить в суде, только если они проинформировали о том, что у них есть данная валюта, с которой ими совершались сделки, операции. Порядок информирования зафиксируют в законодательстве о налогах и сборах.

Также будет запрещено распространять информацию о предложении и (или) приеме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.

Источник: Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ.

Правительство РФ запретило включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год. Уже утвержденные планы должны быть скорректированы не позднее 15 декабря.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, который отвечает двум условиям:

  • организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
  • с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Также не будут запрещены плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля, при федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии и другие. Полный перечень исключений содержится в п. 8 постановления Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, это:

- плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

- плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодном плане помимо сведений, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;

- плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля;

- плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

- внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

- федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Этим же постановлением установлены особенности проверок, запланированных на вторую половину 2021 года, в связи с грядущей реформой контроля и надзора. Проверок станет меньше, основной упор будет делаться на профилактику, будет более широко применяться риск-ориентированный подход.

Каждый вид контроля по вступающему в силу с 01.07.2021 федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» имеет чёткий набор допустимых контрольно-надзорных действий. Порядок осуществления каждого контрольно-надзорного действия прописан в законе, отклонения или выход за пределы порядка осуществления действия – основание для отмены решений по проверке.

По общему правилу с 01.07.2021 срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней вместо 20 дней. Вместо выездной проверки может быть проведен инспекционный визит, мониторинговая закупка, выборочный контроль, либо выездное обследование. Выездная проверка может быть проведена дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Источник: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969.

Правительство РФ утвердило новые правила рассмотрения антимонопольным органом дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Одно из изменений касается подведомственности дел по распространению рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента или адресата. Эти дела будут рассматривать по месту нахождения или жительства того, кто подал заявление о нарушении. Сейчас такого правила нет, а большинство дел рассматривают по месту нахождения или жительства предполагаемого нарушителя.

Уведомлять о том, что заявление перенаправлено в другой антимонопольный орган (с указанием информации о нем), будут в течение 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня поступления заявления в орган, который не вправе его рассматривать. Сейчас уведомляют в месячный срок.

Направлять участникам дела копии решений и определений антимонопольный орган будет в течение 3 дней со дня их принятия. Сейчас срок не установлен.

Источник: Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922.

С 01 января 2021 г. вступает в силу областной закон «О внесении изменений в областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 30 ноября 2020 года № 399-ЗС.

Закон был опубликован 01.12.2020 и принят в развитие Федерального закона от 23.11.2020 № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и касается патентной системы налогообложения (ПСН).

С 01.01.2021 перестает действовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности.

Новая законодательство о ПСН позволяет большинству ИП перейти на ПСН. Федеральный законодатель предусмотрел 80 видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели на ПСН, а областным законом добавлено еще 68 видов деятельности – в 2021 году НК РФ позволяет это делать региональным законодателям.

Одной из положительных новел нового законодательства о ПСН является то, что после наступления 2021 года из стоимости патента можно вычитать страховые взносы по аналогии с ЕНВД.  В случае отсутствия сотрудников из стоимости патента вычитаются фиксированные взносы ИП, и налог по ПСН таким образом можно уменьшить до нуля. А те предприниматели, у кого есть сотрудники, вычитают из патента свои фиксированные взносы и взносы за сотрудников, но уменьшают стоимость патента не более чем в два раза, то есть не более чем на 50%.

ИП на ПСН освобождается от НДС (с исключениями), «предпринимательского» НДФЛ и налога на имущество по деятельности, которая переведена на ПСН. Также ИП на ПСН не обязаны сдавать отчётность, они обязаны вести учет доходов.

Напомним, что перейти на ПСН (на 1 год или на несколько месяцев) можно, подав в ФНС заявление (пп. 2, 5 ст. 346.45 НК РФ). Документ на получение патента оформляется в соответствии с Приказом ФНС России № ММВ-7-3/544@ и подается в налоговый орган не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы, при этом возможно совмещение патентной системы с другими режимами.

Рассчитать стоимость патента можно на сайте ФНС России, а срок его оплаты зависит от срока действия.

Также законодательством установлено освобождение для ИП на ПСН (по определённым ОКВЭД) от применения онлайн-касс, продлено действие до 2024 г. нормы о нулевой ставке по ПСН для вновь зарегистрированных предпринимателей.

Источник: НК РФ; Областной закон № 399-ЗС от 30.11.2020; федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ; Приказ ФНС России № ММВ-7-3/544@.

Правительство РФ утвердило новые правила оказания услуг по реализации туристского продукта на ближайшие шесть лет. Большинство действующих правил сохранится, но есть изменения.

Меняется состав информации, которую нужно довести до потребителя. Конкретизировано, какую информацию о включении в реестр туроператоров, а также о страховании ответственности нужно довести до потребителей:

  • номер туроператора в едином федеральном реестре туроператоров;
  • номер, дату и срок действия банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора и размер финансового обеспечения по нему.

Также необходимо будет указать наименование, адрес и место нахождения организации, с которой заключены указанные договоры.

Оператор, ведущий деятельность в сфере выездного туризма, должен довести до сведения потребителя информацию о членстве в соответствующем профессиональном объединении.

По правилам информация о туристском продукте разделена на две категории: обязательная информация и сведения, которые доводятся только исходя из характера туристского продукта.

Обязательной является информация о потребительских свойствах туристского продукта и его общей цене в рублях.

Также поменялась форма и содержание договора о реализации туристского продукта. В правилах продублированы положения Закона об основах туристской деятельности о возможности заключать договор в электронной форме.

Как и сейчас, в договоре о реализации туристского продукта должна быть информация о заключенном в пользу туриста договоре добровольного страхования или о его отсутствии. Отмечено, что страховка должна покрывать оплату первичного приема и госпитализации туриста.

В новых правилах установлено, что положение о минимальном сроке передачи документов туристу не действует, если договор заключен менее чем за 24 часа до начала путешествия.

Закреплено, что ответственность перед потребителями за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по туристскому продукту, независимо от того, кто их оказывал или должен был оказать, несет туроператор.

Источник: Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1852.

Заканчивается перевод всех организаций на электронную отчетность вне зависимости от размера и сферы деятельности. В 2020 году компании малого и среднего бизнеса еще могут сдать отчетность в налоговую инспекцию на бумаге. С 2021 года все организации, в том числе и малые предприятия, обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Для тех, кто не хочет или не может позволить себе покупку программы по сдаче отчетности, появится возможность заполнить отчетность через личный кабинет на сайте Федеральной налоговый службы.

Источник: Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ.

Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы. Поправки в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) вступят в силу, если закон подпишет Президент РФ, с 1 января 2021 года.

Необходимость сделать трудовое законодательство более гибким возникла из-за пандемии COVID-19.

Закон закрепляет в ТК РФ следующие виды дистанционной работы.

  • Постоянная дистанционная работа — работник изначально заключил соответствующий трудовой договор с работодателем;
  • Временная дистанционная работа — работников переводят на удалёнку на время по каким-либо обстоятельствам.
  • Комбинированная дистанционная работа —предусмотрен смешанный график работы, когда часть времени человек трудится из офиса, а часть — из дома.

Перевод работника на удаленную работу осуществляется в порядке, предусмотренном трудовом договором или дополнительным соглашением. И трудовой договор, и соглашение подписываются двумя сторонами — работником и работодателем. Таким образом, перевод на удаленную работу возможен только с согласия сотрудника.

Режим рабочего времени при удаленной работе прописывается либо в коллективном договоре, локальном нормативном акте, который действует на предприятии, либо в трудовом договоре, либо в дополнительном соглашении к нему. Аналогичным образом режим рабочего времени (правила внутреннего трудового распорядка) устанавливается для работающих в офисе сотрудников

Имеется исключение, когда работодатель может инициативно перевести работника на дистанционную работу в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения и других исключительных случаев, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия граждан. Таким образом, текущая ситуация пандемии позволит перевести работников на дистанционную работу по своей инициативе.

Закон предусматривает максимальный срок перевода на дистанционную работу – шесть месяцев. Также законом представляются гарантии работнику о том, что перевод на дистанционную работу не может быть основанием для снижения оплаты труда, также работодатель предоставляет работнику необходимое программное обеспечение и оборудование для дистанционной работы в необходимых случаях работодатель проводит обучение. Работник вправе использовать в рамках дистанционной работы свое личное оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации. В коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовых договорах о дистанционной работе может предусматриваться порядок компенсации расходов, связанных с использованием работником личного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации. Если работодатель не может организовать дистанционную работу или обеспечить работника оборудованием в случае, если необходим перевод на дистанционную работу, работнику оплачивается время простоя в соответствии со второй частью ст. 157 ТК РФ.

Закон был принят Госдумой РФ и был одобрен Советом Федерации РФ.

Источник: Законопроект № 973264-7.

Банк России скорректировал порядок ведения кассовых операций. В связи с чем изменятся следующие правила:

- по одному распорядительному документу можно выдавать несколько сумм под отчет нескольким лицам. Необходимо указать фамилии и инициалы, суммы наличности и сроки, на которые выдают деньги. ЦБ РФ и ранее разрешал выдавать деньги нескольким подотчетным лицам, однако это правило не было закреплено в документе;

- юрлицо или ИП может установить свой срок, в течение которого подотчётное лицо должно представить авансовый отчет.  Положение о предельных 3 днях для сдачи авансового отчёта исключено, теперь срок устанавливается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

- в том случае если обособленное подразделение не хранит наличность и по окончании кассовых операций сдает ее в кассу юрлица, оно может не вести кассовую книгу 0310004;

- кассир не может выдавать банкноты даже с одним повреждением. Их нужно сдать в банк.

Источник: Указание Банка России от 05.10.2020 № 5587-У.

IT-компании могут применять пониженные тарифы для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), если они потеряли право на льготные ставки, установленные для IT-сферы. Об этом пишет Минфин в письме от 18.11.2020 № 03-15-06/100334.

Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, в настоящее время установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%, которые применяются при одновременном соблюдении такими плательщиками следующих условий:

  • есть документ о госаккредитации;
  • размер доходов от IT-бизнеса не меньше 90 процентов в общем объеме всех поступлений;
  • в штате не менее 7 человек.

Согласно абзацу 11 п. 5 ст. 427 НК РФ при нарушении хотя бы одного условия компания утрачивает право на пониженные тарифы с начала расчетного периода, в котором допущено нарушение, и должна пересчитать взносы.

Вместе с тем, Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ предоставлено право малым и средним организациям платить взносы по пониженным ставкам в совокупном размере 15 процентов с части зарплаты, превышающих МРОТ.

Поэтому организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий и признаваемая субъектом МСП, которая не смогла выполнить условия, установленные пунктом 5 статьи 427 НК РФ для применения пониженных тарифов, установленных для ИТ-компаний (в размере 14%), вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом № 102-ФЗ.

Источник: Письмо Минфина России от 18.11.2020 № 03-15-06/100334.

В связи с отменой режима единого налога на вмененный доход (ЕВНД) с 01.01.2021 законом о внесении изменений в главы 262 и 265 части второй Налогового кодекса РФ вводятся дополнительные виды деятельности, по которым возможно применение патентной системы налогообложения (ПНС). Всего законом уточнены наименования 20 видов деятельности и введены новые 15 видов деятельности, которые теперь могут использовать ПСН.

Список видов деятельности примерный, и региональным властям дано право с 01.01.2021 самостоятельно вводить виды деятельности, подпадающие под ПСН.

Законом изменена площадь зала, при которой допустимо применять ПСН в розничной торговле и в общепите – с 50 кв. м до 150 кв. метров.

Помимо новых разрешенных видов деятельности, поправки затронули и те сферы, где использование ПСН невозможно.

Выбирать только между общей системой налогообложения (ОСН) и УСН придется предпринимателям, занятым к 2021 году в:

  • деятельности по договору простого товарищества, договору о совместной деятельности или договору доверительного управления имуществом;
  • деятельности по производству подакцизных товаров;
  • добыче и реализации полезных ископаемых;
  • розничной торговле — если площадь торгового зала более 150 кв. м;
  • услугах общепита — если площадь зала обслуживания посетителей более 150 кв. м;
  • оптовой торговле и торговле по договорам поставки;
  • услугах по перевозке грузов и пассажиров, имеющих на праве собственности или ином праве более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

Если ИП после отмены ЕНВД переходит на патент, у него остаётся возможность уменьшать уплачиваемые в бюджет суммы по ПСН на уже сделанные выплаты по страховым взносам.

Статья 346.51 НК РФ дополнена новым п. 1.2, в соответствии с которым с 01.01.2021 ИП вправе уменьшать стоимость патента на:

  • взносы на обязательное страхование, уплаченные в соответствующем налоговом периоде за работников;
  • взносы на обязательное страхование, уплаченные ИП за себя;
  • расходы по выплате пособий по больничным (исключение: несчастные случаи на производстве и профзаболевания) за дни болезни сотрудника, которые оплачивают за счет средств нанимателя;
  • платежи по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

Указанные платежи, взносы и пособия принимают в уменьшение только тогда, когда работники и сам ИП работают в той сфере, по которой применяется патент.

ИП без наёмных работников может уменьшать стоимость патента без ограничений, вплоть до 0.

ИП с работниками могут уменьшить выплаты по ПСН на сумму взносов только до 50%.

Источник: Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ.

Страница 15 из 34
 

ПАРТНЕРЫ

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

344006, г. Ростов-на-Дону, БЦ "Балканы", ул. Седова, 6, оф 310

Телефон: +7 (863) 204 19 11

Горячая линия: +7 (804) 333 32 31

E-mail: info@rrapp.ru

График работы: понедельник - четверг с 9:00 до 18:00; пятница с 9:00 до 16:45

При поддержке Правительства
Ростовской области

Автономная некоммерческая организация микрофинансовая компания "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства" (АНО МФК "РРАПП") (ОГРН 1166100051809 ИНН 6164109350 Регистрационный номер записи в гос.реестре микрофинансовых организаций  9110361000197 от 19.07.2011 (ссылка: https://www.cbr.ru/registries/microfinance/?utm_source=w&utm_content=page#a_14199 ) член Саморегулируемой организации «Союз микрофинансовых организаций «Микрофинансирование и развитие» (рег. номер в реестре членов СРО «МиР» 61 000072, дата регистрации – 14.01.2015; адрес - 107078, г. Москва Орликов переулок, д.5, стр.1, этаж 2, пом.11, официальный сайт - https://npmir.ru/) выдает льготные микрозаймы на старт и развитие бизнеса. Оказывает бесплатные консультации. Проводит обучающие семинары. Основано в 1998 году.