Встреча стала необходимой, поскольку донская делегация хочет поехать на всероссийский форум семейного предпринимательства в Москву (6-7 ноября) не с пустыми руками, а с готовым рядом предложений, которые станут базой для разработки законов, регулирующих семейный бизнес.
Открыла форум дискуссионная площадка «Предпринимательство. Семья. Успех», в которой приняли участие более 200 человек: как представители семейных компаний, так и те, кто только собирается превратить собственный бизнес в семейное дело.
Задала тон обсуждению Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, которая призналась, что тема семейного предпринимательства для нее личная. До перехода на работу в ТПП России она 25 лет развивала собственный семейный бизнес и отлично понимает, как он работает. Елена Дыбова уверена: секрет долголетия семейного бизнеса во многих странах заключается в том, что к семейному предприятию относятся как к делу своей жизни, своей семьи, а не только как к источнику получения прибыли. Именно поэтому ТПП России инициировала изменения в российское законодательство с тем, чтобы семейный бизнес получил особый статус. Необходимо урегулировать трудовые отношения, которые в сегодняшнем виде являются формализованными и обременительными для семейных компаний. Важно сформировать четкие механизмы передачи семейного дела по наследству. От того, насколько прозрачными и понятными будут правила, по которым смогут работать семейные компании, будет зависеть, в том числе, и перспектива реализации нацпроекта по развитию малого бизнеса.
Елена Дыбова поделилась идеей предоставить возможность семейному бизнесу работать по так называемым «семейным патентам». Такое предложение обсуждалось специально созданной рабочей группой при Правительстве РФ. В ее состав вошли представители всех профильных министерств и ведомств России. Эксперты сформулировали определение «семейного предпринимательства» и подготовили предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
О том, как к таким новациям относятся ростовские предприниматели, рассказали представители успешных донских семейных компаний.
По мнению основателя ООО «Е.ми» Николая Мирошниченко, секретом успеха его бизнеса, в котором уже задействовано 3 поколения, он считает выработку системных ценностей и правил, как жить в семье и сохранить компанию. Главное, работать не ради денег, а делать достойное дело, тогда деньги найдут сами. Вместе с тем он уверен, что государство должно поддерживать семейный бизнес, особенно на этапе его становления. Сегодня при высокой налоговой нагрузке и снижении покупательной способности населения компаниям сложно находить финансовые ресурсы для инвестиций в развитие собственного бизнеса.
С этим мнением согласилась индивидуальный предприниматель, основатель бренда «Basarab» Инна Яцко. Она рассказала, как вела с мужем бизнес в США, а заработанные деньги в итоге они инвестировали в обувную фабрику в России. По мнению Инны Яцко, им потребовалось немало времени на то, чтобы нащупать оптимальную форму взаимодействия с клиентами. Сегодня это продажи через сеть Инстаграм. Обувь «Basarab» производится в г. Пролетарске Ростовской области, а продается по всей России и за ее пределами, при этом только 2% - в донском регионе.
Рассказывая историю своего успеха, генеральный директор ООО «ЗеНа» (бренд «Вина Арпачина») Екатерина Малик обратила особое внимание на проблемы сельхозпредприятий в сфере виноделия. Она рассказала, что в ходе длительных переговоров с представителями Минэкономразвития РФ фермерским винодельням разрешили с первого января 2020 г. отказаться от НДС и перейти на упрощенку. Эта маленькая победа, по словам предпринимателя, потребовала много сил и времени. Усилия, вкладываемые в развитие семейного дела, заставляют предпринимателей обращать особое внимание на создание прозрачных и ясных механизмов его наследования следующими поколениями.
Министр экономического развития области Максим Папушенко привел примеры известных и успешных донских семейных предприятий и пообещал предпринимателям полное содействие и поддержку.
Семейный бизнес – один из самых жизнеспособных, устойчивых и эффективных, уверен еще один спикер, Игорь Бураков. Он отметил, что значительную часть иностранных инвестиций в донскую экономику делают именно семейные компании, привел примеры успешно реализованных в регионе инвестпроектов глобальных семейных компаний. При обсуждении проблематики российского семейного бизнеса Игорь Бураков предложил продвигать целый блок инициатив, нацеленных на его развитие. Среди них прямые субсидии федерального уровня на поддержку семейного бизнеса; законопроект, упрощающий трудовые отношения на семейных предприятиях; инициативы по упрощению корпоративного управления семейным бизнесом. Спикер выразил надежду, что усилия Торгово-промышленной палаты по поддержке семейного бизнеса найдут отражение в законодательстве и поблагодарил ТПП РФ за активную позицию в этом вопросе.
Продолжил программу Форума круглый стол «Перспективы поддержки семейного бизнеса. Налогообложение самозанятых». Его модератором выступила заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по экономике Светлана Камбулова. В обсуждении приняли участие: Елена Дыбова, директор АНО «РРАПП» Яна Куринова, председатель Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства ТПП Ростовской области Игорь Симаков и др. Представитель Татарстана, заместитель председателя республиканской ТПП, Сергей Карпухин. Он рассказал о первых итогах реализации на территории региона пилотного проекта по налогообложению самозанятых. За 10 месяцев 2019 года в республике зарегистрировано 38 тысяч самозанятых, сумма налоговых поступлений составила 51 млн. рублей.
В практической части форума состоялся мастер-класс «Технологии коммуникаций в семейном бизнесе», который провела председатель Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ Юлия Ширяева; тренинг «Школа руководителя (CEO)», где ведущей выступила руководитель ООО Консалтинговая Группа «Лариса Сулацкая» Лариса Сулацкая; семинар «Современные инструменты продвижения бизнеса», который провели основатели маркетингового агентства «Digital marketing agency MilaToma» Людмила Ишанова и Тамара Борисова, а также директор по рекламе ООО «Ростовское агентство новостей» Татьяна Снежко.
Информация подготовлена по материалам ТПП Ростовской области, ИА «ДОН 24», ИА «SM-News».